Почему нормально развитый физически ребёнок в 3, 5, 7 лет так и не заговорил? Если вы исключили глухоту ребёнка, то давайте разбираться в том, а что же происходит вокруг него, как устроена его жизнь.
Для начала вспомните себя. В каких ситуациях, в какой обстановке вам не хочется говорить? Правильно - когда вокруг шум, гам, суета, все заняты собой. Когда вас никто не слушает, когда вами не интересуются, когда тем, кто с вами рядом, нет дела до вашего реального внутреннего мира.
Прежде всего любые отставания в развитии детей, в том числе и речевом, связаны с гаджетами. Специалисты рекомендуют сажать ребенка к экрану только с 3-х летнего возраста и не более чем на 15 минут в день. Сейчас же младенца в коляске уже развлекают телефоном или планшетом. Мозг маленького ребенка наполняется образами и взаимосвязями, учится познавать и чувствовать НЕ РЕАЛЬНЫЙ ЖИВОЙ МИР, а мелькающие на мелком экране картинки.
Почему ребенок настойчиво, с истериками требует гаджеты, любимые мультики или, хуже того, компьютерные игры? Потому что тот реальный мир, в котором он живёт, ему не интересен, а иногда просто невыносим. В этом окружающем его мире он сам никого не интересует. Его никто не спрашивает, а что же он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хочет. Его могут спрашивать формально, но на деле отмахиваться и не принимать его мнение во внимание. Взрослые заняты обслуживанием своих неврозов, зарабатыванием денег, устройством своей жизни, болезнями, скандалами, ремонтами, путешествиями и т.д. Им важно, чтобы ребенок был послушной куклой, не высовывался, делал, что ему говорят, не мешал родителям заниматься их очень важными делами. Незаметно для вас ребенок может уйти в свой внутренний мир (аутизм) или мир виртуальный. А там не нужно говорить, там действуют другие законы - там работают образы и хоть какие-то, но чувства, там он может ненадолго почувствовать себя важным.
Если вы хотите, чтобы ребенок начал говорить, полностью исключите любые гаджеты из его восприятия хотя бы на полгода и наполните его мир настоящими живыми картинами окружающего мира. И прекратите общаться с ним, мысленно или реально находясь в своём телефоне.
Для того чтобы ребенок захотел говорить, его должны захотеть услышать. И я говорю не про формальное, а про АКТИВНОЕ слушание, когда собеседнику смотрят в глаза, вникают в то, что он делает, хотят его понять. Научитесь ТОТАЛЬНОМУ ПРИСУТСТВИЮ с ребёнком хотя бы 10-20 минут в день. Когда вы не заняты ничем, кроме того, что он делает и делаете это, полностью включаясь в его внутренний мир. Попробуйте его почувствовать. Прочитайте книгу Джона Грея «Дети с небес». Рядом с вами живёт целая вселенная - ваш малыш. Откройте её для себя, чтобы он захотел открыться и начать говорить с вами.
Невротизированные взрослые, чтобы не дай бог не услышать своего внутреннего голоса, наполнили свой мир какофонией постороннего шума. Если устроить тишину, то душа может устроить взрыв запрятанных эмоций, боли и разочарования. И с этим придётся что-то делать. И поэтому мы врубим телек погромче. Я знала семью, в которой было 4 телевизора, по одному в каждой комнате и в кухне. И два из них постоянно работали на полную катушку. С экрана постоянно орали какие-то чужие люди, разыгрывались драмы, войны и политические дебаты. Когда они выезжали на природу, с собой брали магнитофон, и звуки природы заглушала громкая музыка. Младенцу для развития включали классику и детские песенки. Он никогда не слушал тишину. Его правое полушарие мозга постоянно находилось в перевозбуждённом состоянии. Позже, когда ребенок привыкает к постоянному шумовому фону, тишина вызывает у него тревогу, как нечто непонятное. И круг замыкается.
Иногда родители сами не замечают, что невольно сдерживают развитие ребенка, желая, чтобы он подольше оставался тем же маленьким забавным пупсом. Они внутренне протестуют против его взросления, неосознанно делая его беспомощным и несамостоятельным. Тогда взрослые чувствуют себя нужными и тем самым поддерживают своё ЧСВ (чувство собственной важности). Если ребенка гиперопекают и предвосхищают любые его желания, то у него нет необходимости выражать свои желания словами, за него и так всё сделают.
Повальная мода на раннее развитие детей не приводит ни к чему хорошему. Это нужно не детям, а их мамам. Для них чадо - это доска почёта и предмет их гордости. Такие мамы находятся в созависимости с детьми и считают их своим продолжением. Такая мама считает себя хорошей, если её ребёнок знает в 3 года 3 языка, танцует, читает и считает. Такие мамы выжимают из детей максимум возможного, постят их успехи в соцсетях. Это говорит о собственной нереализованности и очень низкой самооценке женщины, желании реабилитироваться через ребенка.
Еще одна проблема постоянной занятости детей - это отсутствие возможности играть и быть наедине с собой. Речь у детей формируется из звукоподражания, когда для начала в игре он подражает звукам машин, животных, природы. Дайте ребенку чаще быть одному и в тишине. Играйте с ним в интересные ролевые игры, пусть он принимает активное участие в жизни семьи наравне со взрослыми. Вывод: чтобы заговорить, прежде всего у ребенка должна появиться вера в то, что ОН ВАЖЕН и что его хотят услышать.
© Мурашова НаталияПоделиться в соцсетях: